Закон о приватизации земельных участков

Приватизация — это процесс передачи права собственности и контроля над государственным активом или предприятием частному лицу или компании. В России это относится к передаче земельных участков из государственной собственности в частную. Федеральный Закон о приватизации земли был принят в октябре 2001 года, что позволило осуществлять куплю-продажу земельных участков, которые ранее находились исключительно в собственности государства.

Общая информация о земельных участках в России

Земельные участки в России делятся на две категории: городские и сельские. Городские земли расположены в черте городов, а сельские земли находятся за чертой города и могут использоваться в сельскохозяйственных целях. По данным Росстата, в 2019 году в России насчитывалось около 2,6 млн га (6 млн акров) земли, находящейся в частной собственности, и 9 млн га (22 млн акров) земли, находящейся в государственной собственности.

В этой статье исследуем существующую правовую базу для приватизации земельных участков в России, сосредоточившись на ее эффектах и последствиях.

Обзор существующей правовой базы приватизации

Федеральный закон о приватизации устанавливает общие правила для всех регионов России, касающиеся купли-продажи имущества, находящегося в частной собственности, в пределах их границ, включая сделки с городскими и сельскими землями. Закон также устанавливает ограничения в отношении иностранных инвестиций в эту собственность, а также ограничения в отношении того, какие части или виды собственности могут быть приватизированы при определенных обстоятельствах.

Кроме того, отдельные регионы имеют собственное законодательство, регулирующее особенности процесса купли-продажи с учетом особенностей каждого региона в отношении местных обычаев или правил, связанных с этими сделками, которые могут отличаться от тех, что установлены федеральным законодательством (например, некоторые регионы могут не разрешать иностранным инвесторам приобретать определенные виды недвижимости).

Эффекты и последствия существующей правовой базы для приватизации

Преимущества для частной собственности и инвесторов

Действующая законодательная база позволила частным лицам и компаниям приобретать в частную собственность земли, ранее принадлежавшие государству, по относительно низким ценам; это позволяет им получать выгоду от инвестирования в такую собственность и одновременно возвращать столь необходимый капитал в местную экономику за счет налогов, уплачиваемых с этих сделок купли-продажи. Кроме того, частная собственность на такие земли позволяет покупателям проявлять большую гибкость при выборе способа использования приобретенного участка — будь то сельскохозяйственное производство или проекты жилищного строительства — что может дополнительно стимулировать экономический рост на региональном уровне в зависимости от его конкретных потребностей в любой период времени.

Нужна бесплатная консультация юриста?
Звони! +7 (800) 350-56-12

Недостатки для местных сообществ и воздействие на окружающую среду

Основной недостаток, связанный с приватизацией бывших государственных земель, заключается в том, что они лишаются общественного доступа; если раньше граждане могли свободно посещать часть или все территории данного участка, не опасаясь, что их привлекут к уголовной ответственности за нарушение границ, то после приватизации это уже не так, поскольку новые владельцы могут ограничить доступ в соответствии со своими собственными предпочтениями, основанными на личных соображениях, таких как соображения безопасности и т. д., тем самым сокращая общее количество точек общественного доступа в определенных районах, где раньше они были в изобилии (например, парки отдыха и лесные заповедники).

Это может оказать негативное воздействие на местные сообщества в зависимости от того, насколько часто эти территории использовались ранее — либо через прямые Услуги, предоставляемые там, такие как места для рыбалки/пикника и т. д., либо косвенно через доходы от туризма, или косвенно через доходы от туризма — если люди больше не могут физически посещать эти места, то, естественно, это приведет к общему снижению посещаемости и, соответственно, доходов, поступающих в эти места.

Более того, воздействие на окружающую среду становится все более распространенным, когда большие участки продаются вместе, поскольку часто покупатели не знают/не заинтересованы в том, как их действия влияют на экосистемы, что может привести к обезлесению/избыточной застройке, если не будет осуществляться надлежащий контроль и регулярное наблюдение со стороны местных властей, которым поручено защищать естественную среду обитания. присутствующие на таких землях, в связи с чем виды животных, обитающие на них, особенно уязвимы в периоды после приватизации, поскольку существующие меры защиты, предоставляемые им государственными учреждениями до приватизации, больше не действуют впоследствии из-за отсутствия таковых в настоящее время и далее, соответственно и т. д. и т. п.

Потенциальные решения для устранения недостатков/воздействия

Одно из возможных решений заключается в создании региональных целевых групп, состоящих из правительственных чиновников и представителей различных экологических групп, основной целью которых будет тщательный мониторинг вновь приобретенных объектов, чтобы любой потенциальный ущерб, нанесенный им, мог быть быстро выявлен и соответствующим образом устранен, прежде чем будет нанесен дальнейший вред соответствующим экосистемам.

Кроме того, необходимо регулярно вкладывать финансовые средства в модернизацию существующей инфраструктуры бывших государственных объектов, чтобы сохранить адекватный уровень защиты от любого будущего ущерба, нанесенного указанным ресурсам после приватизации, соответственно, и впредь, соответственно, соответственно, соответственно, и так далее и тому подобное.

Заключение

В заключение следует отметить, что хотя приватизация предлагает множество преимуществ, таких как увеличение возможностей экономического роста, она также несет в себе риски, связанные с возможным экологическим ущербом, вызванным небрежным отношением к развитию. Внедряя более строгие правила в отношении того, кто может покупать те или иные виды собственности, наряду с надлежащими процедурами мониторинга, мы можем гарантировать, что будущие поколения будут продолжать пользоваться ценными природными ресурсами нашей страны.

Макарова Ирина/ автор статьи

Стаж работы 25 лет, специализация - жилищные, земельные, семейные дела.

Бесплатная юридическая помощь - Help Free